5 способов улучшить технику игры на фортепиано


​Каждый, кто играет на фортепиано, время от времени сталкивается в сочинениях с техническими элементами, которые бывает сложно исполнить. Прежде всего, это пассажи из быстрых нот, которые нужно играть в хорошем темпе, ровно и разборчиво, а получается медленно, криво и с ошибками. Сегодня я расскажу вам про пять простых способов улучшить технику игры, которые позволят с успехом исполнять виртуозные элементы на фортепиано.

Способ 1. Медленно и громко

Казалось бы, для чего учить сложное место медленно и громко, если требуется исполнять его быстро и легко? Дело в том, что в нашей памяти лучше закрепляется то, что сыграно громко, разборчиво и с хорошей амплитудой подъема пальцев, в то время как быстрое и поверхностное проигрывание, напротив, «стирает» четкий контур пассажа и ухудшает качество исполнения. Испытайте этот способ, и вы убедитесь, что всякий раз после медленного и внятного проучивания исполнение трудного элемента в темпе становится легче и лучше.

Способ 2. Staccato

Это мой любимый способ шлифовки виртуозных пассажей. Берем пассаж, который требуется выучить, заменяем штрих с legato (слитно) на staccato (отрывисто) и таким образом проучиваем сложный элемент несколько раз. При этом можно без опаски варьировать темпы от медленного до быстрого - игра на staccato не позволит вам «заболтать» пассаж.

Чтобы данный способ принес пользу, исполнять штрих нужно правильно. Распространенная ошибка - staccato пытаются играть всей рукой, когда при каждом движении трясется кисть, а звук остается слабым и вялым. Толку от такого проучивания не будет, ведь пальцы при этом продолжают лениться и бездействовать. Задача же состоит в том, чтобы заставить свои пальцы активно подниматься и энергично опускаться на клавиши, извлекая короткий, отчетливый и громкий звук. Кисть при этом не помогает пальцам, а сохраняет спокойное положение, не подпрыгивает. Вы убедитесь, что после качественной работы на staccato нотки ваших пассажей засверкают, как бриллиантики!

Способ 3. Пунктирные ритмы

Как правило, пассажи изложены нотами равных длительностей, например, ровными восьмыми:

Как ни парадоксально, но для тренировки ровности в исполнении хорошую службу служит уход от этой равномерности на этапе выучивания. То есть мы заменяем ровный ритм на пунктирный:

Если Вы попробуете сыграть свой пассаж в таком ритме, то почувствуете, что это не так-то просто сделать: ритмический стереотип сбит, пальцы начинают путаться, текст забывается и Вам приходится напрягать свое сознание для того, чтобы играть верно. Именно это дополнительное напряжение активного внимания и позволит Вам крепче запомнить нужные ноты, чтобы затем в обычном ровном движении ощутить легкость и точность исполнения.

Однако, если учить все время только в одном ритме, может сформироваться ритмический «перекос». Чтобы этого не происходило, необходимо «уравновесить» способы проучивания и добавить в свой арсенал противоположный пунктирный ритм:

В процессе проработки следите за тем, чтобы ваши пунктиры были острыми и рельефными, не смягчались в сторону обычных равномерных длительностей. Чередуйте оба ритма и наслаждайтесь полученным результатом!

Способ 4. Удвоения

Этот способ специально для тех, кто любит при игре «глотать» и «пробалтывать» мелкие ноты. Рецепт незамысловат: каждую ноту сложного пассажа мы играем дважды. Хорошо комбинировать удвоения со staccato, это придаст пальцам дополнительную отчетливость.

Игра с удвоениями не позволит вам «проскочить» мимо какой-либо из нот, каждая окажется под двойным прицелом. Можете себе представить, насколько четче после этого способа станет ваше представление об исполняемом материале, насколько крепче вы запомните последовательность нот, а значит, насколько совершеннее окажется в итоге ваша беглость!

Способ 5. Задом наперед

Один из самых эффективных методов запоминания текста и выучивания трудных мест. Как же им пользоваться?

Предположим, вам нужно выучить длинный пассаж (длиной, скажем, в три такта), но посередине вы постоянно сбиваетесь и никак не можете это преодолеть. Для таких случаев способ выучивания задом наперед просто незаменим. Вам нужно разделить свой пассаж на несколько коротких фрагментов (например, по одному такту). В нашем случае получилось три однотактовых фрагмента. Берем последний из них, третий, и проучиваем всеми способами, описанными выше. При этом, кстати, текст запоминается наизусть, если он не был выучен раньше. Затем так же поступаем со вторым с конца фрагментом. Далее соединяем второй и третий фрагменты вместе и еще раз проучиваем их уже в объединенном виде. Как вы уже догадались, следующим этапом становится проработка первого фрагмента с последующим присоединением его к уже выученным второму и третьему.

По опыту скажу, что вся работа займет у вас несколько минут, а по эффективности превысит многочасовые попытки осилить неподатливый пассаж целиком.

Как я обычно говорю в этих случаях своим ученикам, если не можешь заглотить торт целиком, откусывай по маленьким кусочкам!

Знание этих нехитрых пяти способов улучшения техники исполнения пассажей непременно поможет вам в развитии фортепианного мастерства. Комбинируйте разные способы, изобретайте собственные, совершенствуйтесь в игре!

Остались вопросы? Задайте их в комментариях!

студия музыки

Студия музыки I PLAY PIANO

I PLAY PIANO в социальных сетях:

  • Facebook Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
  • Twitter Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Instagram Social Icon
  • RSS Social Icon

г. Москва, Краснопресненская набережная, д. 2/1

Закажите обратный звонок,

и мы перезвоним Вам сами!