top of page

Диез, бемоль, бекар и названия черных клавиш фортепиано

В этом уроке вы узнаете, что такое диез, бемоль и бекар и как с их помощью можно называть черные клавиши на фортепиано.

Слово «альтерация» (от лат. alterare — изменять) означает «изменение». То есть речь у нас пойдет о знаках, помогающих изменить исходную ноту. Сейчас мы разберемся, как это происходит. И начнем со знака, имя которому - ДИЕЗ. Диез - знак колючий, весь в иголках, как ёжик. На своих иголках он поддевает ноту вверх и заставляет ее стать выше на полтона.

Правило диеза: диез повышает ноту на полтона. Вместе с нотой ёж-диез На полтона вверх полез.

Поупражняйтесь в нахождении диезов на клавиатуре фортепиано. Пользуясь правилом диеза, сыграйте ноты ДО#, РЕ#, ФА#, СОЛЬ# и ЛЯ#. Если вы все сделали верно, то все эти ноты окажутся на черных клавишах, каждая из которых расположена на полтона выше (правее) своей белой тёзки. Однако, это еще не все возможные диезы. Еще раз повторите правило и попробуйте отыскать на клавиатуре МИ# и СИ#. Задание выполнено правильно, если МИ# совпал у вас с нотой ФА, а СИ# - с нотой ДО. Как видите, ноты с диезами могут играться не только на черных клавишах, но и на белых!

Познакомимся с еще одним знаком альтерации - это БЕМОЛЬ. У него толстое брюшко, которое тянет его вместе с нотой на полтона вниз.

Правило бемоля: бемоль понижает ноту на полтона. Бемоль пузат, и тянет он Все ноты вниз на полутон.

Сыграйте с бемолями следующие ноты: РЕ, МИ, СОЛЬ, ЛЯ и СИ - и вы окажетесь на черных клавишах. А вот в случае с ФА♭ и ДО♭получившиеся клавиши будут белыми: МИ и СИ соответственно. Кстати, вы заметили, что, находя диезы и бемоли, вы нажимали одни и те же клавиши? Действительно, одна и та же клавиша на фортепиано может быть названа как с помощью диеза, так и с помощью бемоля. Такое явление в музыке, когда два звука с разными названиями оказываются одинаковыми по высоте, называется энгармонизмом. Следовательно, ДО# и РЕ♭, СОЛЬ# и ЛЯ♭, ФА и МИ# являются энгармонически равными. В качестве упражнения на закрепления назовите каждую из клавиш фортепиано двумя способами.

Наконец, поговорим о третьем знаке альтерации, которого зовут БЕКАР. В отличие от двух первых, он не повышает и не понижает ноты. Он терпеливо исправляет все, что до этого натворили проказники диез и бемоль: в нужный момент бекар отменяет действия диеза или бемоля, возвращая нотам их обычное положение. Например, если нам встречается ДО♮, это значит, что играть нужно просто ноту ДО. Как вы уже наверняка догадались, ноты с бекарами всегда исполняются на белых клавишах. Бекар все знаки отменяет, Обратно ноты возвращает.

Теперь вы знаете, что такое и зачем нужны диезы, бемоли и бекары, и можете дать название любой из черных клавиш на фортепиано. Остались вопросы? Задайте их в комментариях!

bottom of page