Аппликатура, или Какими пальцами играть


Аппликатура, или какими пальцами играть

В этой статье мы поговорим о том, что такое аппликатура, почему она так важна для пианиста, зачем играть музыку правильными пальцами и как выбрать оптимальную аппликатуру для удобного и красивого исполнения фортепианных композиций. Каждый, кому приходилось играть на фортепиано, знает, что одни и те же ноты можно сыграть разными сочетаниями пальцев. То, какими пальцами мы играем музыку, и называется термином «аппликатура». В фортепианных нотах пальцы обозначаются арабскими цифрами от одного до пяти, где первый палец - большой, второй - указательный, третий - средний, четвертый - безымянный, и пятый - мизинец. Для правой и левой рук нумерация пальцев симметрична. Вариантов аппликатуры в каждом конкретном случае может быть несколько. Если Вы хоть раз пытались самостоятельно разбирать по нотам музыкальное произведение, то наверняка сталкивались с вопросом выбора пальцев. Новички часто играют новое сочинение «чем попало», не подозревая, что такое халатное отношение к аппликатуре затрудняет и сильно замедляет процесс выучивания текста, а на более поздних этапах мешает свободному исполнению музыки. Почему так происходит? Дело в том, что все движения наших рук и пальцев, которые мы совершаем во время игры на фортепиано, отпечатываются в нашей памяти. О механизмах ее работы мы сейчас и поговорим подробнее. Начнем с того, что для исполнения музыки на инструменте наш мозг задействует сразу несколько видов памяти, в числе которых:

  • слуховая - отвечает за запоминание звуковысотного контура мелодии и гармонических сочетаний;

  • зрительная - помогает удержать в памяти расположение нот в тексте и на клавиатуре;

  • образная - закрепляет за теми или иными сочетаниями звуков ментальные картины, образы, связанные с исполняемой музыкой;

  • вербальная - работает в тех случаях, когда мы произносим или пропеваем исполняемые на инструменте ноты, тексты песен и т.п.;

  • эмоциональная - отвечает за связь между музыкальными эпизодами и теми чувствами, которые мы испытываем во время их прослушивания или исполнения;

  • ассоциативная - ее работа основана на принципе схожести разных элементов, именно с ее помощью мы в предыдущих статьях упростили запоминание названий октав и расположения нот на клавиатуре;

  • логическая - позволяет закрепить в сознании информацию, полученную в результате логического анализа (например, запомнить последовательность аккордов, зная законы их сочетания);

  • двигательная (моторная) - отвечает за формирование двигательных навыков.

Аппликатура тесно связана как раз с этим последним видом памяти. Двигательная память позволяет в ходе занятий накапливать арсенал исполнительских приемов, навыков, без которых свободная игра на музыкальном инструменте невозможна. Навык же складывается только тогда, когда один и тот же элемент или исполнительский прием повторяется многократно и обязательно с одним и тем же рисунком движений. Помните поговорку «Повторение - мать учения»? Это сказано именно про навыки. А теперь представьте, легко ли вашему мозгу сформировать надежный навык, если каждый раз Вы предлагаете ему новую аппликатуру? Немудрено, что сознание начинает путаться в вариантах, а память отказывается удерживать такое количество противоречивой информации. Но еще хуже, когда безответственный подход к аппликатуре приводит к заучиванию ошибок. Стоит Вам несколько раз повторить один и тот же музыкальный фрагмент с одной и той же аппликатурной ошибкой - и вот уже помимо Вашей воли недремлющая моторная память формирует навык, и ей не важно, хороший он или плохой. Ошибочные пальцы закрепляются в памяти так же надежно, как и правильные, а вот на исправление аппликатурных ошибок Вы потратите в несколько раз больше времени, чем на выучивание верного варианта с нуля. Так или иначе, моторная память не прощает халтуры на этапе разбора свежего произведения. Аппликатурное метание в первые дни работы с сочинением выливается порой в очень неприятные «сюрпризы» на более поздних этапах исполнения музыки. Очень часто в стрессовых ситуациях (например, при игре на публике) наша двигательная память выдает не тот вариант аппликатуры, который был после долгих сомнений выбран и выучен, а самый первый, неосознанный, которым мы играли наше произведение в самом начале знакомства с ним. Очевидно, что такие неожиданности никому не нужны. Поэтому так важно сразу же, с первого дня играть музыку удобными и правильными пальцами. Конечно, незыблемых законов в отношении фортепианной аппликатуры не существует, однако знание некоторых аппликатурных принципов может выручить Вас в затруднительных ситуациях.

1. Что чем играть.

Короткими пальцами (большим и мизинцем) удобно играть на белых клавишах, а для игры на черных клавишах их следует использовать только в случае крайней необходимости или при отсутствии других вариантов. Длинные же пальцы (указательный, средний и безымянный) универсальны. Они одинаково хорошо подходят для исполнения музыки как на черных, так и на белых клавишах.

2. Украшения.

Если Вам встретились такие украшения как трель или мордент, постарайтесь рассчитать аппликатуру таким образом, чтобы на украшения пришлись «сильные» пальцы: первый, второй и третий. Трели и морденты удобнее всего исполнять сочетанием первого и третьего либо второго и третьего пальцев. Первым и вторым играть эти украшения уже менее комфортно. А сочетания третьего и четвертого или четвертого и пятого пальцев, как правило, доступны только весьма опытным исполнителям. 3. Пассажи. Быстрота и виртуозность пассажей тоже во многом зависят от правильности выбранной аппликатуры. Знание принятых в пианистическом мире аппликатурных правил для гамм, аккордов и арпеджио значительно облегчит Вам выучивание и исполнение этих технических элементов. Кстати, таблицу гамм, аккордов и арпеджио во всех тональностях с надписанной аппликатурой для обеих рук можно скачать по этой ссылке. 4. Репетиции. Репетициями называется многократное повторение одной и той же ноты. Для исполнения этого приема в быстром темпе требуется не только сноровка, но и удобная аппликатура. Если играть репетирующиеся ноты одним и тем же пальцем, то они звучат грубо и могут начать «слипаться». Чтобы этого не происходило и репетиции получались отчетливыми и легкими, необходимо исполнять их со сменой пальцев. В зависимости от количества повторений можно использовать следующие последовательности пальцев: для триолей - 321321321 и т.д.; для квартолей - 432143214321 и т.д. Даже если Вам нужно сыграть всего две одинаковые ноты подряд, сделайте это разными пальцами - такой способ добавит Вашему исполнение бОльшую выразительность и мелодичность. 5. Октавы. Одиночные октавы обычно играют сочетанием первого и пятого пальцев. Однако, в тех случаях, когда нужно исполнить несколько октав подряд (например, если мелодия изложена октавами), аппликатуру будет нелишним разнообразить. Октавы на белых клавишах можно играть по-прежнему с пятым пальцем, а вот на черных клавишах лучше использовать четвертый. В некоторых случаях при наличии хорошей растяжки в исполнении октав может участвовать и третий палец. Такая аппликатура не только делает исполнение октав более удобным и связным, но и придаёт ему интонационную гибкость и насыщенность. И все же, если Вы еще не обладаете достаточным опытом, лучше не заниматься подбором пальцев самостоятельно. Это чревато непроизвольными ошибками. Но как тогда быть? Способ первый и самый простой: постараться найти ноты, где уже расставлены пальцы. Как правило, известные произведения издаются в разных редакциях, и если хорошенько поискать, то можно среди имеющихся найти подходящую. Если самостоятельно это сделать не удается, Вы можете воспользоваться помощью в поиске нот. Но в любом случае нужно учитывать один нюанс. Как правило, редактор проставляет в нотах некую универсальную версию аппликатуры, которая конкретно для Вас может оказаться не самой удобной. Да и не над каждой нотой выставляется указание пальца. Считается, что более или менее продвинутый музыкант сам в состоянии восполнить эти пробелы, но для начинающего пианиста подобный недостаток информации может стать ощутимым препятствием. Поэтому лучше, если перед началом разбора желанной музыки решить вопрос с пальцами Вам поможет профессиональный пианист-педагог. Этот второй способ имеет ряд преимуществ. Во-первых, отпадает необходимость искать редакцию с выписанной аппликатурой - Вы можете с уверенностью браться за любые композиции, какие только захотите, поскольку профессионал решит вопрос с пальцами даже в совершенно пустых нотах. Во-вторых (и это существенный плюс), аппликатура будет подобрана с учетом Ваших персональных особенностей, таких как опыт игры на инструменте, возраст, размер Вашей руки, растяжка и другие анатомические особенности строения кисти. Сверх того, по Вашему желанию пальцы могут быть подписаны для всех нот без исключения. Также наряду с основной версией аппликатуры Вам могут быть предложены равные по удобству и правильности альтернативы, из которых Вы сможете выбрать ту, которая покажется наиболее комфортной. Само собой, доверять расстановку аппликатуры имеет смысл только квалифицированному специалисту, имеющему солидный исполнительский опыт (у играющих пианистов более широкий аппликатурный кругозор и более чуткий подход к удобству игры на инструменте в сравнении с теми, кто не ведет концертную деятельность), а также педагогическую практику (опыт работы с людьми разного уровня подготовки позволяет педагогу точнее определить Ваши пианистические возможности и в соответствии с ними предложить наилучшее решение). Если у Вас возникла необходимость качественно расставить пальцы в нотах, то Вы можете воспользоваться моей профессиональной помощью в расстановке аппликатуры. Итак, теперь вы знаете, что такое аппликатура, как она связана с нашей памятью и какими пальцами лучше играть на фортепиано те или иные технические элементы. Остались вопросы? Задайте их в комментариях!