top of page

Как выбрать преподавателя фортепиано


Вопросом о том, как выбрать хорошего преподавателя фортепиано, задается каждый, кто хочет эффективно совершенствоваться в игре на инструменте. Когда нам нужно что-либо найти, мы нередко просим совета у знакомых. Но что делать, если в Вашем кругу нет человека, способного познакомить Вас с хорошим педагогом-музыкантом? Очевидно, что придётся заняться поиском преподавателя самостоятельно. Давайте разберёмся, где его искать и на что стоит обратить внимание в процессе выбора. Здесь есть два основных пути: поход на разведку в музыкальные учебные заведения либо обращение к сайтам репетиторов. Имейте в виду: хороший педагог - это практикующий педагог (правда, не всякий практикующий педагог хорош). Соответственно, шанс найти квалифицированного специалиста среди преподавателей музыкальной школы, колледжа и т.п. на порядок выше, чем в случае с репетиторскими сайтами. На последних регистрируется множество студентов, а также людей «с улицы», чью компетентность можно и нужно ставить под сомнение. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИЗ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Большинство преподавателей музыкальных школ и вузов ведут частную репетиторскую деятельность. Правда, для того, чтобы выйти на такого педагога, нужно быть в курсе некоторых тонкостей. Телефоны своих сотрудников образовательные учреждения не афишируют, да и в само здание посторонних вряд ли пропустят. Однако, не всё так безнадёжно. Во всех учебных заведениях проводятся дни открытых дверей, и это прекрасная возможность познакомиться с преподавательским составом и обменяться контактами. Кроме того, с апреля по июнь, в период подготовки к вступительным экзаменам, Вы можете на полном законном основании записаться на консультацию, которая, помимо собеседования с педагогом, предполагает пусть небольшое, но практическое занятие на инструменте. И помните: прийти на консультацию имеет право человек любого возраста! РЕПЕТИТОР С САЙТА Если же Вы хотите найти преподавателя не выходя из дома, то, скорее всего, обратитесь к интернет-ресурсам, где публикуется масса предложений о частных уроках. Оставив заявку на таком сайте, можно доверить подбор репетитора администратору ресурса, но лучше полистать резюме претендентов самостоятельно. При просмотре анкет следует обращать внимание на образование, профессиональные достижения и возраст репетитора. ОБРАЗОВАНИЕ Людей с начальным и средним образованием сразу исключаем, если не хотим потом долго и мучительно расхлёбывать заваренную в нашей голове кашу. Лучшее высшее образование музыкантам дают консерватории (в Москве с консерваторией конкурирует только Академия музыки им. Гнесиных). Люди, окончившие вузы такого класса, как минимум, сами имеют хорошую фортепианную школу, что для педагога-инструменталиста очень важно: ведь он будет учить Вас так, как учили его самого. Выпускники педагогических институтов, возможно, чуть лучше знакомы с методикой преподавания (что тоже не является правилом), но, без сомнения, на порядок слабее консерваторцев как пианисты. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ Внимательно ознакомьтесь с профессиональными достижениями репетитора, если таковые указаны в анкете. Это могут быть призовые места на конкурсах (показатель класса музыканта как исполнителя), наличие успешно подготовленных к поступлению абитуриентов, победы учеников на конкурсах и государственные награды (свидетельство педагогической эффективности), наличие публикаций на тему педагогики, учебников, образовательных курсов (показатель состоятельности репетитора как методиста). Ученая степень - несомненный плюс и большая редкость среди преподавателей-пианистов. Ее наличие говорит даже не столько о самом интеллекте обладателя, сколько о недюжинной целеустремленности, верности своему призванию и неравнодушном отношении к профессии. ВОЗРАСТ Возраст также является немаловажным критерием выбора того или иного преподавателя. Студент. У совсем молодых педагогов есть свои достоинства: энергичность, свежесть восприятия, увлеченность своей деятельностью. Со студентами стоит заниматься любителям, для которых важна не столько результативность, сколько оживленная атмосфера на уроках. Отдавать репетитору-студенту подающего надежды ребенка не стоит. Скромный опыт часто не позволяет молодому педагогу выстроить хороший систематичный курс занятий, быстро подсказать лучший способ преодоления той или иной трудности. Также имеет место ограниченный кругозор в отношении учебного репертуара, недостаточный арсенал эффективных педагогических приёмов и, как ни странно, амбициозность - желание проявить себя с профессиональной стороны и заработать на этом может оказаться выше, чем стремление помочь человеку в решении его музыкальных задач. Пожилой учитель. Принято считать, что чем старше преподаватель, тем лучше. Давайте разберемся, так ли это. Конечно, с годами человек накапливает ценный опыт, и порой встречаются пожилые преподаватели, чьи профессиональные возможности граничат с гениальностью. Но это - скорее исключение, и вряд ли стоит рассчитывать на то, что Вы встретите такого педагога на сайте репетиторов. Как правило, сильной стороной преподавателей старшего возраста является то, что они имеют множество действенных педагогических наработок, знают заранее основные проблемы, с которыми может столкнуться ученик, и могут предложить проверенные способы их решения. Но есть и слабые стороны. В их числе использование устаревших методов преподавания, сниженная креативность, стереотипическое мышление, применение педагогических «штампов». Маленькие дети часто боятся пожилых педагогов, если только последние не наделены экстраординарным обаянием. Преподаватель в возрасте от 30 до 50 лет. Пожалуй, это оптимальный возраст для преподавателя. Им уже наработан достаточный профессиональный опыт, но не утрачена энергия, изобретательность, гибкость. Обычно у такого учителя уже есть своя методика преподавания, но вместе с тем он еще способен проявлять нетривиальный, творческий подход к учебному процессу. Само собой легче найдет общий язык с малышами, да и уроки со взрослыми будут проходить в более дружественной атмосфере. Единственное, что нужно учитывать, так это то, что педагоги в расцвете своих профессиональных сил очень радеют за своих подопечных и дело, которым занимаются, а потому не любят халтурщиков. Это означает, что недобросовестный ученик у такого педагога долго не продержится. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Наконец, Вы выбрали резюме наиболее понравившегося репетитора и готовитесь к первой встрече. Как ее провести и на чем заострить внимание? В разговоре с преподавателем попросите его рассказать о себе и учениках, их успехах и достижениях. Это будет приятно для педагога и познавательно для Вас. Постарайтесь выяснить, как он относится к своей работе и тем, с кем он занимается. Постарайтесь как можно точнее и полнее описать свои пожелания и творческие цели. Опытный преподаватель, как правило, уже на этом этапе сможет в общих чертах описать подходящую Вам схему занятий, назвать необходимые учебные пособия и наметить репертуар. В процессе живого общения Вы поймете, насколько человек Вам симпатичен. Но как оценить, хорош ли он при этом как специалист? Ведь все педагоги проявляют себя по-разному: есть сдержанные и есть эмоциональные, общительные и немногословные, мягкие и строгие. Но вне зависимости от стиля работы в личности преподавателя непременно должны сочетаться качества, по наличию или отсутствию которых можно судить о его профессиональной состоятельности.

  1. Требовательность и нацеленность на результат. Если педагог смотрит сквозь пальцы на недобросовестно выполненное задание, прощает ученику ошибки, не доводит до конца начатую работу над очередной учебной задачей, то время и средства на уроки с таким руководителем будут потрачены напрасно. Не важно, в деликатной или авторитарной манере, но преподаватель должен добиваться от ученика выполнения поставленных задач. Только в этом случае можно рассчитывать на высокую результативность занятий.

  2. Уважительное отношение к ученику и доброжелательность. Хороший педагог всегда помнит, что путь к успеху лежит через преодоление ошибок. Поэтому, как бы строго он ни указывал ученику на его ошибки, он никогда не перейдет на личные оскорбления. Критика всегда должна относиться только к тому, что ученик делает не так, но не к нему самому.

  3. Терпеливость. Если педагог после нескольких неудач ученика начинает выходить из себя, это тревожный «звоночек». Уверенный в своих силах преподаватель никогда не теряет душевное равновесие и непременно найдет способ помочь ученику справиться со сложной ситуацией. Такой позитивный настрой передаётся и ученику, создавая дополнительную мотивацию к совместному преодолению трудностей.

  4. Хорошая речь и умение доходчиво объяснять материал. Преподавателю мало быть хорошим исполнителем и знатоком своего инструмента, ему нужно еще и уметь рассказать о секретах мастерства на доступном ученику языке. Здесь проявляется как ораторский, так и психологический талант преподавателя: он должен понять, каким образом мыслит ученик, взглянуть на проблему под его углом зрения и предложить наиболее продуктивный в конкретном случае способ решения.

  5. Изобретательность в поиске лучших способов помочь ученику. Нет универсального способа преподавания. Поэтому для каждому ученику требуется свой индивидуальный метод объяснения одного и того же понятия или исполнительского приёма. Если педагог способен раз за разом подбирать всё новые варианты объяснения и не раздражаться, когда ученик чего-то недопонял с первой попытки, значит, перед Вами достойный профессионал.

  6. Чувство юмора. Серьезные занятия порой утомляют. Поэтому особенно ценно умение репетитора вовремя разрядить обстановку, найти забавный образ для объяснения очередной исполнительской задачи, привить ученику не трагическое, а ироничное отношение к собственным ошибкам.

ПОДВЕДЕМ ИТОГ Как уже упоминалось, один из наиболее действенных путей поиска педагога - по рекомендации. Он хорош тем, что из уст рекомендателя Вы еще до знакомства с будущим учителем получаете его трудовую характеристику, психологический портрет и непосредственные контакты. Репетитор с сайта - это «кот в мешке». Заранее проверить информацию, написанную в резюме не всегда возможно. Хорошо, если вместе с анкетой репетитора опубликованы отзывы его учеников и даны ссылки на какие-либо работы (видеоуроки, методические статьи). В любом случае, не стесняйтесь брать пробные уроки. Стоит даже потратить пару недель на кастинг учителей ради того, чтобы найти именно своего гуру, близкого по духу и стилю преподавания. Как бы то ни было, оценить преподавателя по достоинству Вы сможете только позанимавшись с ним. Поэтому записывайтесь на уроки и выбирайте того, с кем Вам будет по-настоящему интересно и комфортно подниматься по ступенькам фортепианного мастерства.

bottom of page