top of page

Как сочинить мелодию на фортепиано


Хотите сочинять музыку на фортепиано? Нет ничего проще! Поговорим о том, как сочинить простую одноголосную мелодию на фортепиано.

Вы играли в детстве в кубики? В сущности, сочинение музыки с технической точки зрения - те же кубики или конструктор, только звуковой. Для конструирования мелодии нам потребуются музыкальные «кубики» - мотивы - и знание базовых принципов их комбинации.

Шаг 1. Создание мотива.

В начале необходимо придумать простейший мотив из нескольких нот (для начала 5-6 нот вполне достаточно). На его основе будет выстраиваться в дальнейшем вся мелодия.

Для этого потребуется:

а) определиться с тональностью. Чтобы по началу не путаться в черных клавишах, выбирайте простые тональности с минимальным количеством ключевых знаков. До мажор или ля минор для первой пробы вполне подойдут.

б) придумать ритмический рисунок. Ритм - основа любой музыки. Без удачной ритмической основы даже самый изысканный мотив будет звучать невыразительно. Поэтому прежде, чем играть мотив на инструменте, прохлопайте или постучите только его ритм. Убедитесь, что вы хорошо его запомнили и только после этого переходите к следующему этапу.

в) подобрать на фортепиано мотив. Опираясь на имеющийся ритмический рисунок, подберите на инструменте конкретные ноты, по которым будет «ходить» ваш мотив. Попробуйте несколько вариантов, прежде чем остановиться на каком-то одном. Выбирайте тот, который вам больше всего понравится. Если в процессе подбора вы поймете, что требуется изменить ритм или количество нот в мотиве, не отказывайте себе в этом. Главное, чтобы в результате получившийся мотив полностью вас устраивал.

Шаг 2. Сочинение мелодии из мотивов.

Начинаем конструировать простейшую музыкальную форму, «квадрат» - предложение или период.

Для этого:

а) выбираем метод развития. Одним из самых известных в музыке способов развития мелодии является секвенция - повторение одного и того же музыкального фрагмента от разных нот. Для начального опыта этот метод прекрасно подойдет.

б) выбираем направление секвенции. Ваша секвенция может быть восходящей или нисходящей. В восходящей каждый следующий мотив начинается выше предыдущего, в нисходящей - ниже. Оба варианта одинаково хороши, поэтому стоит попробовать оба с тем, чтобы выбрать наиболее удачно звучащий.

в) сочиняем «квадрат». Три стороны «квадрата» будут представлены тремя звеньями получившейся секвенции (первоначальный мотив, трижды повторенный от разных нот), а четвертой стороной станет завершающий оборот - каденция. По времени каденция должна быть равна одному мотиву, чтобы «квадрат» получился ровным

. Имеет смысл сочинить каденцию так, чтобы ее окончание подводило вашу мелодию к исходной точке, началу первого мотива. Тогда получившийся в итоге «квадрат» можно будет повторять несколько раз, выходя, таким образом, на более высокий уровень построения музыкальной формы.

Готово! Итак, у нас получилось сочинить небольшую фортепианную мелодию, основанную на секвенции из трех звеньев и с каденцией вместо четвертого звена. Прежде чем переходить к более сложным построениям, сочините несколько подобных маленьких «квадратов», используя восходящие и нисходящие секвенции, большее или меньшее количество нот в мотивах, различные тональности и ритмические рисунки.

Остались вопросы? Задайте их в комментариях!

bottom of page