top of page

Тоны и полутоны

В этой статье я расскажу вам, что такое тон и полутон, и как они нам пригодятся в изучении фортепиано. В предыдущей статье мы познакомились с белыми клавишами фортепиано и теперь знаем, что у каждой из них есть свое имя. Чёрные же клавиши собственных имён не имеют и зависят в этом смысле от своих белых соседок. Поэтому, чтобы научиться правильно называть черные клавиши, нам потребуются помощники - тоны и полутоны, которые позволят нам уточнить взаимоотношения между белыми и чёрными клавишами. Начнём с того, что и тон, и полутон - это понятия, связанные с областью звуковысотности, то есть высоты звучания нот. Как мы уже имели возможность заметить, на фортепиано нет двух одинаково звучащих клавиш, все они различаются по высоте звука. Более того, изменение звуковой высоты от одной ноты к другой подчинено строгой закономерности. Вы сможете в этом убедиться, если будете нажимать все клавиши по порядку, включая и черные, и белые. Понаблюдайте за изменением звучания нот, и вы услышите, что все они отстоят от своих ближайших соседей на один и тот же интервал. Иными словами, звуковысотные расстояния между любой парой ближайших соседних клавиш одинаковы. Эта разница в высоте звучания составляет ровно полтона, и поэтому такой наименьший для фортепиано интервал называется полутоном. Еще раз обратите внимание на то, как он образуется. Полутон - это интервал между двумя ближайшими клавишами, вне зависимости от того, участвуют ли в сочетании чёрная и белая клавиши или две белых. Поясню на примерах. Попробуйте построить (найти и сыграть на клавиатуре) полутон от ноты ДО вверх. Вы выполнили задание правильно, если к исходной ноте ДО добавили соседнюю чёрную клавишу, расположенную правее (выше). Если же вы сыграли ДО и РЕ (т.е. две белые клавиши), то вы получили интервал, больше, чем в полтона, поскольку ДО и РЕ не являются ближайшими соседями, и такое решение будет ошибочным.

Из всего вышесказанного делаем вывод: в большинстве случаев для игры полутонов на фортепиано потребуется сочетание черной и белой клавиш. И лишь в двух случаях обе клавиши, отстоящие друг от друга на полтона, будут белыми: МИ + ФА; СИ + ДО.

Задание на закрепление: потренируйтесь строить полутоны вверх и вниз от любой ноты, вне зависимости от ее цвета. Теперь перейдем к целому тону. Нетрудно догадаться, что целый тон включает в себя два последовательно взятых полутона. Разберём это на примере. Возьмём в качестве отправной точки, скажем, ноту СОЛЬ. И построим от неё вниз сперва один полутон - делаем шаг вниз (влево) на ближайшую чёрную клавишу, - а затем еще один - от этой чёрной клавиши откладываем еще полтона вниз и попадаем на ноту ФА. Между исходной нотой СОЛЬ и достигнутой ФА образуется интервал размером в целый тон.

Попробуйте аналогичным образом построить целые тоны от разных клавиш. Если вы будете делать всё верно, то в результате придете к следующим выводам:

  • в большинстве случаев в образовании целого тона участвуют клавиши одного цвета (две чёрные или две белые);

  • есть всего 4 случая-исключения, когда задействуются клавиши разных цветов: при построении целых тонов вверх от нот МИ и СИ, а также при построении целых тонов вниз от нот ДО и ФА.

Итак, мы выяснили, что такое полтона (или полутон) и целый тон, научились строить тоны и полутоны от любых клавиш, и теперь можем смело переходить к названиям чёрных клавиш, о которых пойдёт речь в следующей статье.

Остались вопросы? Задайте их в комментариях!

bottom of page