Зачем пианисту сольфеджио?
«Сольфеджио» - как часто при звуке этого слова мне приходится видеть на лицах презрительное и неприязненное выражение! У тех, кто сталкивался с этим предметом в музыкальной школе, теоретическая музыкальная наука ассоциируется с чем-то скучным, занудным и бесполезным. «Теория? Да зачем она вообще нужна? Я же исполнитель, вполне могу играть и так!» - считают многие. Конечно, нажимать на клавиши фортепиано можно и без знания музыкальных законов, но будет ли в этих звуках отражаться Музыка?
У музыки, как у любого другого искусства, есть собственные, ей одной присущие средства выражения. В их числе ритм, мелодия, гармония, система тональностей, а также весь спектр интервалов и аккордов. Сольфеджио (а вместе с ним и другие теоретические дисциплины, такие как элементарная теория музыки, гармония и полифония) знакомит музыканта с этими средствами, помогает лучше понять, как они применяются, учит пользоваться ими при игре на инструменте и сочинении.
Одно из самых значимых средств музыкальной выразительности - это гармония. Мы воспринимаем звучащую музыку как «красивую» только в том случае, если композитору хорошо удалось сочетание гармонических созвучий. И для того, чтобы отличить приятную композицию от неприятной, не нужно быть профессионалом.
Однако как быть, если Вы - не слушатель, а исполнитель? Ведь перед Вами стоит непростая задача: закодированную в нотном тексте музыку нужно расшифровать, «оживить», согреть собственным душевным теплом и пониманием и донести до сердец слушателей. Очевидно, что для этого требуется как минимум понимание языка, на котором она с нами разговаривает, необходимо знание ее законов.
Слушая музыку, Вы наверняка замечали, как одни гармонии стремятся перейти в другие, неустойчивые аккорды стремятся разрешиться в устойчивые. Таким образом, возникают тяготения, которые мы ощущаем даже на интуитивном уровне. Принцип этих гармонических тяготений лежит в основе всей тональной музыки. Только зная правила сочетания аккордов, Вы сможете убедительно исполнить музыкальное произведение, подобрать аккомпанемент к любимой мелодии и даже написать собственную композицию.
Мелодия, будучи верхним слоем гармонической «вертикали», повинуется тем же законам. Их понимание позволяет исполнителю с легкостью разгадать то, с какой интонацией нужно исполнять мелодию, чтобы она звучала искренне и выразительно и была похожа на живое высказывание, способное пробудить отклик в душе слушателя.
Тональностям также присуща своеобразная семантика. Общеизвестно, что мажоры звучат «весело», а миноры - «грустно». Но мало кто знает, что композиторы с давних времен намеренно выбирали для своих сочинений ту или иную тональность, в зависимости от ее символического значения.
Например, фа мажор часто использовался для воплощения в музыке лирических, пасторальных картин (Бетховен, «Пасторальная» симфония), ре мажор - тональность радостная, праздничная, словно заряженная энергией (Рахманинов, этюд-картина ор. 39 № 9), а «золотистый» ре-бемоль мажор - один из самых светлых ладов, дышащий негой, умиротворенностью.
У миноров тоже разные «лица». До минор - лад мужественной патетики (Шопен, «Революционный» этюд, Бетховен, «Патетическая» соната), ми минор - светлой печали (Шопен, прелюдия № 4), а си минор и, в особенности, си-бемоль минор - тональности, связанные с тематикой смерти (Траурный марш Шопена написан в си-бемоль миноре).
Символикой обладают даже отдельные созвучия. Ярким примером может служить уменьшённая гармония, в основе которой лежит тритон - один из самых острых диссонансов. Даже сегодня, когда музыкальные символы почти забыты, встречая в композициях эту напряженнейшую гармонию, мы на слух ощущаем ее тревожность, ощущаем дискомфорт, резкое созвучие неприятно задевает нас. И недаром.
Особая выразительность уменьшённой гармонии музыкантам известна давно. Еще в средние века она ассоциировалась с чем-то дьявольским, потусторонним, а во времена Баха (XVII-XVIII века) за ней прочно закрепилась репутация гармонии ужаса, страдания и смерти. Современные композиторы по сей день пользуются ею в тех случаях, когда требуется передать в музыке атмосферу страха и смятения.
Если Вы научитесь понимать правила музыкальной речи, то освоение каждого нового музыкального произведения станет для Вас захватывающим путешествием с поиском ответов на звуковые загадки, множеством удивительных тайн и открытий, обретением музыкальных сокровищ. Исполнение музыки из простого перебора клавиш преобразится в истинное искусство, наполненное чувством и смыслом.
Умение различать в музыкальной ткани те или иные краски-гармонии дает возможность глубже проникать в замысел композитора, тоньше чувствовать выразительность произведения, общаться с ним на одном языке. Если перефразировать меткое высказывание Михаила Светлова - «Литература - это когда читатель столь же талантлив, как и писатель» - то можно сказать, что музыка - это когда исполнитель и слушатель столь же талантливы, как и композитор. Наслаждайтесь прекрасной музыкой, гармонично постигая ее сердцем, слухом и разумением.